Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Азии :: Мифы Индии :: М Нобель, А Кумарасвами - Мифы буддизма и индуизма
<<-[Весь Текст]
Страница: из 111
 <<-
 


Глава 1
Мифология индоарийцев



Изучение мифологии

На ранних этапах истории человечества Азия являла собой колоссальный очаг 
цивилизации, питавшей такие страны, как Египет, Аравия, Греция, Индия и Китай. 
Впоследствии Египет и Аравия пали жертвою своего географического положения – 
пережили завоевание и гибель своей культуры. Греция и в особенности Индия 
образовали то, что можно назвать тихой заводью. Здесь, словно на берегу 
невидимой реки, сменяли друг друга приливы эпох и каждая из волн оставляла на 
песке свой след. Таким образом, Индия, как ни одна другая страна мира, в 
состоянии продемонстрировать нам преемственность культурных эпох.
Цивилизация обязана своим развитием слиянию племен и народов, обладающих ярко 
выраженной индивидуальностью. Индивидуальность же эта обусловлена определенной 
совокупностью традиций и обычаев, на которые наложили свой отпечаток 
географические условия региона, ставшего колыбелью для человеческой общины. 
Западная Азия – одна из центральных областей мира. Ее географическое положение 
стало залогом того, что здесь пересеклись пути, ведущие с севера на юг и с 
востока на запад. На этих перекрестках возникли крупные торговые города – 
пункты товарообмена. Столь же очевидно, что Индия и удаленные области долины 
Нила стали местами расселения и производства. Народы селились здесь и 
смешивались друг с другом. Здесь появились земледельцы. И здесь мы становимся 
очевидцами постепенного развития мысли, которая не только несет на себе 
отпечаток своей истории, но, в свою очередь, является источником сильного 
влияния на внешний мир. Нам известно, какой вклад в культуру внесли народы, 
жившие в долине Нила. Однако сами они, насколько нам известно, утратили связь 
со своим прошлым. Между ними и минувшим лежала пропасть, временной интервал, 
лишенный причинно-следственных закономерностей. Поколение, очарованное иным 
образом жизни, обычно без должного уважения относится к своему прошлому. А 
прошлое доверяет свое наследие утлой ладье в стремлении принести пользу 
будущему. Требуется определенное упорство и даже толика консерватизма, чтобы не 
растерять ни крупицы из этого наследия на долгом пути через века. И, даже 
сталкиваясь с великими империями, переживая внезапный расцвет культуры или 
пленяясь новой религиозной идеей, мы должны сохранить то, что имеем, и 
прибавить к этому нечто столь же ценное.



Гений Индии

Уважительное отношение к своему прошлому – неотъемлемая черта национального 
гения. В Индии с самого начала ее истории культивировалось почитание наследия 
предков. Индия не отвергала новые идеи, какой бы источник ни питал их, но 
никогда не следовала им бездумно. Жажда нового, с одной стороны, и нежелание 
принимать это новое – с другой, обусловили развитие Индии с самого начала ее 
истории до наших дней. Синтез – вот краеугольный камень индийской культуры.
Ошибка индийского консерватизма, однако, состояла в желании сохранять различия, 
не делая попытки ассимилировать их. Пустоты брахманской цивилизации, чуждой 
влиянию извне и не оказывающей влияния на внешний мир, заполняли более сильные 
народы со своими традициями и идеалами. До наших дней в Калькутте и Бомбее 
существуют различные кварталы – китайский, бирманский и прочие, обитатели 
которых ничего не привносят в окружающее их общество и ничего не получают от 
него. Впрочем, бывают и исключения. Личность Будды послужила источником 
религиозного вдохновения для китайцев и десятка других народов. Империя Гупта 
являет собою пример индийского государства, которое столь же радушно принимало 
чужеземцев и их культуру, как сегодня это делает Европа и Америка. Только 
возвышение ислама положило конец этой долгой эпохе культурного обмена, 
оставившей след в верованиях и мышлении индийского народа.



Религиозные традиции

Индуизм в действительности являет собой не что иное, как беспредельный синтез, 
объединяющий в себе элементы из сотен разных источников и включающий в себя все 
мыслимые религиозные традиции. Таких традиций – великое множество. 
Землепоклонство, солнцепоклонство, культ живой природы, поклонение небу, 
почитание героев и предков, культ матери или отца, поклонение мертвым, 
мистическая взаимосвязь растений и животных – все это в той или иной мере нашло 
свое отражение в индуизме. Каждая традиция является исторической вехой, 
отмечающей слияние или поглощение народов, прежде чуждых друг другу. Все эти 
традиции накрепко спаялись друг с другом и образуют теперь единое целое. Но, 
посещая отдаленные святилища, изучая литературу определенных периодов, мы можем 
выявить отдельные влияния, оказавшие воздействие на формирование индуизма.
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 111
 <<-